Пасхальное послание Тихона, Митрополита Новосибирского и Бердского
Пасхальное послание Высокопреосвященнейшего Тихона, Митрополита Новосибирского и Бердского, боголюбивым клирикам, честному монашеству и благочестивым мирянам Новосибирской Митрополии.
Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечнаго начало.
Из канона праздника Святой Пасхи
Возлюбленные о Господе братья и сестры!
Христос Воскресе!
Пасха Христова — это победа над смертью. Воскресший Христос, смертию смерть поправ, даровал нам Жизнь Вечную.
«Вот наступил для нас вожделенный, спасительный праздник, день Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Это праздник есть залог мира, источник примирения, разрушение смерти, погибель диавола. Сегодня люди соединились с ангелами, и обложенные плотию, вместе с бесплотными Силами, возносят хвалебные песни Богу. Сегодня Господь сокрушил врата ада и само лицо смерти истребил. Но что я говорю, лицо смерти? Даже само имя смерти изменил: она теперь называется уже не смертью, но упокоением и сном», – учит нас святитель Иоанн Златоуст.
Слово воскресение говорит нам о победе жизни над смертью. «Воскрес Христос, и жизнь жительствует!» — слышим мы сегодня в огласительном пасхальном слове.
Веруя во Христа воскресшего из мертвых, мы, по благодати Божией, вместе с возлюбленным учеником Христовым радостно утверждаем: «Сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1 Ин. 5, 4).
Веру во Христа, Победителя ада и смерти, как щит, несли в сердцах своих все святые апостолы, мученики, святители, преподобные и праведные. Священномученик Поликарп, епископ Смирнский, так молился Богу на костре: «Благодарю Тебя, что Ты удостоил меня приобщиться чаше Христа Твоего, для воскресения в вечную жизнь, душою и телом».
За веру Христову шли на страдания новомученики и исповедники Церкви Русской, когда сто лет тому назад Российскую империю сотрясла революция. Богоборческая революция 1917 года и порождённая ею братоубийственная гражданская война ознаменовали новый период русской истории: перед Русской Церковью открылся путь исповедничества и мученичества, по которому ей предстояло идти в течение нескольких кровавых десятилетий. Боголюбивому русскому народу, принявшему Святое Крещение ещё при святом равноапостольном князе Владимире, после революции 1917 года предстояло огненное крещение — величайшее в христианской истории испытание крепости веры во Христа.
До революции русское государство основывалось на христианских традициях, божественных заповедях. При коронации царь читал Символ веры. Новая власть провозгласила атеизм – безбожие, отрицание базовых христианских нравственных ценностей. Невинно пострадали поэтому не только епископы, священники и церковнослужители, но и управленцы, интеллигенция, рабочие и крестьяне – все носители православной веры.
Страдания и смерть новомучеников Церкви Русской были не просто репрессиями. Они явились великим жертвенным подвигом святых соотечественников наших, для которых смерть за веру во Христа стала свидетельством их величайшей любви к Богу. Никто не разлучил их «от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем», как восклицает святой Апостол Павел (Рим. 8, 39).
Церковное предание сохранило свидетельства о том, как молились ведóмые на расстрел новомученики Церкви Русской и как некоторые из них, укрепляемые силой Божией, пели победную пасхальную песнь «Христос воскресе из мертвых!» Пасхальная радость озаряла сердца страдальцев за веру во Христа среди самых страшных испытаний и бед. Как свидетельствовали исповедники веры, никогда так реально не переживается Пасха, как во время гонений, уз и страданий: «Воскресение Христово видевше…».
На новомучениках и исповедниках Церкви Русской исполнились пророческие слова Господа нашего Иисуса Христа: «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел»; «Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин. 15; 18, 20).
Чему учит нас наша многострадальная отечественная история?
Она учит нас, что спасают Россию вера православная, надежда на Покров Богородицы и молитвенное предстательство о земном Отечестве нашем святых, в Церкви Русской просиявших. О богохранимой стране нашей мы усердно молимся на каждом богослужении. Хранимая Богом родная земля, «священная держава» наша славится и в государственном гимне России.
В 30-е годы прошлого столетия воинствующие безбожники хотели не только разрушить очаги нравственности – храмы и монастыри на святорусской земле, уничтожить русскую литературу, культуру и искусство, казнить носителей отечественного духовного наследия. Они даже мечтали память о Боге истребить в православном Отечестве нашем. Но планы строителей безбожного рая на земле провалились, и память гонителей и мучителей христиан погибла с шумом (Пс. 9, 7). А подвиг новомучеников и исповедников Церкви Русской прославляется миллионами христиан всего мира. «В жертву Богу приносится не худшее, а лучшее», — пророчески говорил настоятель храма Василия Блаженного в Москве священномученик протоиерей Иоанн Восторгов, одним из первых принявший мученическую кончину за веру Христову.
В конце многострадального двадцатого столетия мы стали свидетелями того, как молитвами новомучеников и исповедников Церкви Русской стала возрождаться и укрепляться в нашей стране Святая Православная Вера. Кровь и страдания сотен тысяч мучеников и исповедников Русской Церкви послужили благодатным залогом укрепления православной веры и возрождения церковной жизни в нашем Отечестве.
Не тщетными остались и молитвы о России участников Всероссийского Собора 1917–1918 годов, на котором было восстановлено Патриаршество на Руси. Столетие этого события мы отмечаем в этом году. Высочайший пример стояния за веру православную явил Святейший Патриарх Тихон, который своей жертвенной любовью и преданностью воле Божией и своему Отечеству смог сплотить духовенство и верующих и, как мудрый кормчий, провести церковный корабль сквозь бурю революционных потрясений, укрепляя народ и обличая безбожников в своих пламенных посланиях.
После празднования 1000-летия Крещения Руси в 1988 году в России за короткое время были восстановлены или заново построены десятки тысяч храмов, сотни монастырей, открыты десятки духовных учебных заведений, множество воскресных школ, возродилось иконописное искусство, стали издаваться православные книги, журналы. И всё это явилось свидетельством духовной жажды нашего народа, стремящегося к нравственному обновлению жизни. Появился целый ряд церковно-государственных праздников, которые также свидетельствуют о возрождении православных культурно-исторических традиций России. Так началось восстановление подлинного народного единства, разрушенного революцией, разделившей народ на верующих и атеистов.
События столетней давности, как известно, оцениваются по-разному. Часто мы слышим слова о необходимости примирения людей с различным восприятием прошлого. Но когда осмысливаются итоги минувшего столетия, то очень важно осознавать, что примирение не означает того, что из нашей многострадальной истории должны быть вычеркнуты имена и подвиги пострадавших за веру во Христа. Причислив в последние годы к лику святых поимённо более 1700 страдальцев за веру и благочестие, Русская Православная Церковь тем самым дала выверенную оценку важнейшим событиям XX века. Подлинная консолидация гражданского общества в России может происходить только на основании таких базовых духовно-нравственных национальных ценностей, как вера, нравственность, патриотизм, семья, национальные традиции, трудолюбие, жертвенность. А классовая борьба со своим народом и воинствующее безбожие, уничтожавшее духовно-нравственные государственные основы, никогда не породят народного единства. Палачи не могут почитаться как народные герои.
Молитвами новомучеников и исповедников Церкви Русской Господь хранит в мире страну нашу, чтобы мы жили «во всяком благочестии и чистоте» (1 Тим. 2, 2).
Дорогие братья и сестры, будем всегда молиться, чтобы события, подобные тем, что произошли сто лет назад, никогда больше не повторились в нашей истории. Будем также помнить слова церковной молитвы: «Русь Святая! Храни веру православную, в нейже тебе утверждение».
Мы, православные люди, верим во Христа, верим, что Он победил грех и смерть и даровал нам вечную жизнь в Своем Царстве. Только Он дает воскресение верующим, ибо Он – Бог.
Эта вера православная на Руси хранилась в пещерных кельях преподобных отцов Киевопечерских Антония и Феодосия, в монастырях преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Сергия и Германа Валаамских, Амвросия Оптинского, хранилась в сердцах новомучеников и исповедников Российских прошлого века.
Она выстрадана в гонениях, в постах, коленопреклонениях, слезах и молитвах, в хранении нравственной чистоты души и тела, в ночных бдениях, во всяком подвиге самоотвержения ради следования за Христом вырастали православные гиганты духа, которых мы именуем святыми.
Они созидали Святую Русь, великую духовную культуру – Русский мир, великую Россию.
Мы получили это как бесценный дар, в наследие. Мы должны это наследие сохранить, преумножить и передать потомкам. Чтобы они усвоили: в нашей стране – «русский дух, здесь Русью пахнет».
Церковь говорит о евангельских вечных ценностях, о вечных идеалах, которые могут воплощать в жизни высоконравственные, святые личности.
Другие учения говорят о земном, о бытоулучшительном, суетном, временном – «здесь и сейчас». Такие учения возникают и быстро исчезают. Они не в силах победить свидетельство о вечном, о том, что исполняет счастьем сердце человека ещё здесь, на земле, когда оно обретает Бога – Создателя всего мира.
Наш народ избрал веру в Воскресение. Это наш главный праздник в Православной Церкви – праздников Праздник и Торжество из торжеств – Вечная Пасха, Праздник Вечной Жизни.
На крови и слезах наших отцов и дедов, хранителей Православия, сейчас, на наших глазах, восстает Святая Русь, во весь рост, в сиянии духовных и нравственных сокровищ, на зависть и злобу потерявших Христа соседей – неистребимая, могучая, святая, Божия, вечная.
Слава Богу за это чудо Воскресения!
Сейчас, когда моральные ценности подвергаются сомнению, а многие люди дезориентированы — не знают, где правда, где ложь, где добро и где зло, — первостепенной заботой родителей, школы и всего гражданского общества должна быть забота о духовно-нравственном и гражданско-патриотическом воспитании молодых людей, у которых только формируется мировоззрение. Человек свободен, но воспитывать его надо так, чтобы он, по слову академика Д.С. Лихачева выбирал высокое, доброе, полезное и вечное и не опускался до временного и низменного.
Церковь Христова призывает всех нас, таких разных людей, к миру, единению и любви. Жертвенной любовью проникнуты бессмертные слова о любви, начертанные святым апостолом Павлом:
«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестает» (1 Кор. 13, 4–8). К такой божественной любви и должен стремиться каждый христианин.
К миру, милосердию и братской любви призывают нас и нынешние пасхальные песнопения:
«Воскресения день, и просветимся торжеством, и друг друга обымем. Рцем: братие! и ненавидящим нас простим вся Воскресением, и тако возопиим: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав». Аминь.
Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!
Пасха Христова 2017 год
г. Новосибирск