Под Благодатным Покровом    
 

 

 

Пасхальное послание

   

Высокопреосвященнейшего Тихона, Архиепископа Новосибирского и Бердского
боголюбивым клирикам, честному монашеству и благочестивым мирянам
Новосибирской и Бердской епархии
2007 год

Христос Воскресе!

Возлюбленные о Христе Воскресшем
отцы, братия и сестры!

Преисполненные духовной радости и ликования, в эту святую ночь мы возносим благодарение Богу, сподобившему нас еще раз прикоснуться к тайне Воскресения Христова. До скончания века это величайшее чудо будет радовать и волновать души и сердца людей, ищущих Бога, верующих в Него и имеющих надежду быть с Ним в вечности.

Пасхальное Евангелие, читаемое в храмах в эту спасительную ночь повествует нам историю мира: «В начале было Слово и Слово было Бог». И Бог Слово Господь наш Иисус Христос пришел на землю спасти человечество.

Еще на Своей последней прощальной Вечери со святыми апостолами Господь, пришедший в Иерусалим на вольную страсть, Голгофские страдания, предрек об этой пасхальной радости Своим ученикам, сказав им: "Паки же узрю вы, и возрадуется сердце ваше, и радости вашея никтоже возмет от вас" (Ин. 16, 22).

Явившись по Своем славном Воскресении святым женам-мироносицам, Воскресший Спаситель мира приветствовал их особым, преисполненным духовного восторга, словом "Радуйтесь".

Можно себе представить, сколь велика была радость святых жен-мироносиц, а затем и всех учеников и последователей Господа, когда великая истина Воскресения Христова стала для них очевидной и не подлежащей сомнению.

Эта светлая пасхальная радость побудила апостолов Христовых, вначале столь робких и малодушных, разбежавшихся в разные стороны при взятии Господа под стражу в саду Гефсиманском, мужественно и безбоязненно выступить в Иерусалиме в день Пятидесятницы перед многочисленным народом с вдохновенной проповедью о Христе как о Спасителе нашем, распятом и тридневно воскресшем из мертвых.

Эта пасхальная радость, будучи ярким светочем жизни и проповеди святых апостолов, всегда благовествовавших о Воскресении Христовом, озаряла весь жизненный путь первых христиан и побуждала их мужественно свидетельствовать о своей твердой и непоколебимой вере.

Во имя этой святой и светлой радости многие отрекались от личной собственности, от высокого положения в обществе, от земной славы и почета, от всех благ и удовольствий мирской жизни. Эта радость призывала их идти с духовным ликованием на страшные мучения за Имя Христово, на сожжения, на растерзания львам, на колесования, на распятия и другие страдания.

Эта же чистая и светлая радость побуждала весьма многих богобоязненных мужей и жен, юношей, отроков и дев презирать все земное, водворяться "в горах и в вертепах, и в пропастех земных" (Евр. 11, 38), чтобы быть ближе ко Христу и преискренне соединиться с Ним еще здесь в земной жизни. Для этого они "распинали плоть свою со страстьми и похотьми" (Гал. 5, 24), "сраспинались Христу" (Гал. 2, 19), чтобы и "воскреснуть с Ним" (Рим. 6, 5).

Таким же образом воспринимал и переживал эту светлую пасхальную радость на протяжении тысячелетия своего исторического бытия и наш православный русский народ, явивший из своей среды дивный сонм великих подвижников христианского благочестия.

Этой не земной, а небесной светлой радостью преисполнены и наши сердца в дни Пасхи Господней, ибо мы не можем не прислушаться и не воспринять всем своим духовным существом вдохновенных и глубоко содержательных слов святителя Иоанна, архиепископа Константина-града: "Аще кто благочестив и боголюбив, да насладится сего доброго и светлого торжества."

И, действительно, воистину "добрым и светлым торжеством" является этот дивный, величественный и такой для всех нас радостный "праздников праздник" - день Христова Воскресения. А какое изумительное по своей духовной силе и возвышенной небесной красоте, ни с чем несравнимое на земле, совершается в эту "священную, всепразднственную и спасительную нощь" в наших православных храмах светлое пасхальное Богослужение! Какое ликование, какой священный восторг, какие захватывающие, возвышающие душу, укрепляющие веру, пленяющие сердце и так убедительно действующие на нашу волю слова в этих исключительно прекрасных пасхальных песнопениях: "Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечнаго начало, и играюще поем Виновнаго, Единаго Благословенного отцев Бога, и Препрославленного".

«В начале было Слово» (Ин. 1,1), - это евангелие от Иоанна на разных языках читалось в сегодняшнюю ночь. Именно эти слова были первыми словами, начертанными славянскими письменами, созданными святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием. Уже много лет в пасхальные дни мы вспоминаем об апостольском подвиге святых братьев, «славян просветителей», торжественно празднуем их память. В нашей Епархии совместно с областной и районными администрациями, представителями общественности, деятелями культуры, науки и образования проходят выставки и концерты, проводятся межвузовские конференции, лекции и беседы, тематические уроки в школах, училищах, техникумах и праздничные богослужения во всех благочиннических округах епархии, крестные ходы.

Азбука Кирилла и Мефодия стала семенем, давшим прекрасные всходы на почве устного языка наших далеких предков. Обильно политые живительной водой святоотеческого богословия и талантом литераторов эти всходы принесли прекрасный плод – наш русский язык, который выдающийся русский мыслитель и патриот Иван Александрович Ильин называл «дивным орудием мысли, орудием душевного и духовного выражения, орудием устного и письменного общения, орудием литературы, поэзии, орудием права и государственности… На этот язык, как на родной, отзываются все славяне мира. Но помимо своих особливых и великих языковых достоинств он оказался тем духовным орудием, которое передало начатки христианства, правосознания, искусства и науки – всем малым народам нашего Отечества».

Язык, как совокупность народных понятий о жизни и совокупность способов применения этих понятий в живом общении (письменном и устном), непосредственно определяет народное самосознание и всю производимую этим самосознанием историю народа. Народ существует вместе с языком и так долго, как существует язык. Ослабление, упадок языка означает ослабление и упадок народа.

Академик Д.С. Лихачев, 100-летие со дня рождения которого мы отмечали в прошлом году, говорил о языке народа так: «Самая большая ценность народа – его язык – язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта! Наши мысли формулируются языком. Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его нравственный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит. Язык – точный показатель его человеческих качеств, его культуры. В языке внутренние силы народа, его национальный характер». Главный смысл сказанного в том, что на нашем языке мы обращаемся к Богу в молитвах.

Сохранению всего лучшего, что есть в русском языке, в наши дни угрожают все большее распространение низкопробных образцов массовой культуры, падение уровня языковой культуры в средствах массовой информации и прежде всего на телевидении, не всегда оправданные иностранные заимствования и проникновение в нашу речь сквернословия. В обществе растет тревога по поводу положения русского языка в школе, его судьбы: снижение уровня владения языком сказывается на всем школьном образовании, на уровне нашей культуры.

Указом Президента России наступивший год объявлен «Годом русского языка». Церковь готова объединить усилия с общественностью в благородном деле сохранения русского языка и культуры. Об этом заявил Святейший Патриарх Алексий в своем обращении к участникам Общероссийской общественно-педагогической конференции по проблемам сохранения русского языка.

Великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов связывал сохранение русского языка с богослужебной деятельностью Церкви: «Российский язык в полной силе, красоте и богатстве переменам и упадку не подвержен утвердится, коль долго Церковь Российская славословием Божиим на словенском языке украшаться будет».
Отцы, братья и сестры! В эти священные дни вознесем свой ум к Горнему, обновимся всем существом своим, чтобы дух веры торжествовал в сердцах наших, дабы осознать глубокий смысл и величие нынешнего Праздника. Желаю Вам твердо стоять в хранении Православной веры, восходить по лествице христианских добродетелей, быть созидателями мира и благочестия, любить свое земное Отечество и трудиться для утверждения в нем веры Православной, во всем быть примером для людей современного мира, чтобы и их привести ко Христу, дабы и они, увидев всю красоту нашей веры, воскликнули Спасителю мира вместе с апостолом Фомой: "Господь мой и Бог мой (Ин. 20,28).

Да сподобит нас Воскресший Спаситель радостно воспринять всю силу возвышенных слов святителя Иоанна Златоуста: "Воскресе Христос, и жизнь жительствует", ибо жизнь, дарованная нам воскресшим Христом, будет жительствовать вечно.


Христос Воскресе!
Воистину Воскресе!
ТИХОН
Архиепископ Новосибирский и Бердский
Пасха Христова
2007 год
г. Новосибирск

 

 

 

 

 

 

webmaster

 

 
 

Сайт
Прихода в честь Покрова Пресвятой Богородицы