Высокопреосвященнейшего Тихона, Архиепископа Новосибирского
и Бердского
боголюбивым клирикам, честному монашеству и благочестивым
мирянам
Новосибирской и Бердской епархии
2007 год Христос Воскресе!
Возлюбленные о Христе Воскресшем
отцы, братия и сестры!
Преисполненные духовной радости и ликования, в эту святую
ночь мы возносим благодарение Богу, сподобившему нас еще раз
прикоснуться к тайне Воскресения Христова. До скончания века
это величайшее чудо будет радовать и волновать души и сердца
людей, ищущих Бога, верующих в Него и имеющих надежду быть с
Ним в вечности.
Пасхальное Евангелие, читаемое в храмах в эту
спасительную ночь повествует нам историю мира: «В начале
было Слово и Слово было Бог». И Бог Слово Господь наш Иисус
Христос пришел на землю спасти человечество.
Еще на Своей последней прощальной Вечери со святыми
апостолами Господь, пришедший в Иерусалим на вольную
страсть, Голгофские страдания, предрек об этой пасхальной
радости Своим ученикам, сказав им: "Паки же узрю вы, и
возрадуется сердце ваше, и радости вашея никтоже возмет от
вас" (Ин. 16, 22).
Явившись по Своем славном Воскресении святым
женам-мироносицам, Воскресший Спаситель мира приветствовал
их особым, преисполненным духовного восторга, словом
"Радуйтесь".
Можно себе представить, сколь велика была радость святых
жен-мироносиц, а затем и всех учеников и последователей
Господа, когда великая истина Воскресения Христова стала для
них очевидной и не подлежащей сомнению.
Эта светлая пасхальная радость побудила апостолов
Христовых, вначале столь робких и малодушных, разбежавшихся
в разные стороны при взятии Господа под стражу в саду
Гефсиманском, мужественно и безбоязненно выступить в
Иерусалиме в день Пятидесятницы перед многочисленным народом
с вдохновенной проповедью о Христе как о Спасителе нашем,
распятом и тридневно воскресшем из мертвых.
Эта пасхальная радость, будучи ярким светочем жизни и
проповеди святых апостолов, всегда благовествовавших о
Воскресении Христовом, озаряла весь жизненный путь первых
христиан и побуждала их мужественно свидетельствовать о
своей твердой и непоколебимой вере.
Во имя этой святой и светлой радости многие отрекались от
личной собственности, от высокого положения в обществе, от
земной славы и почета, от всех благ и удовольствий мирской
жизни. Эта радость призывала их идти с духовным ликованием
на страшные мучения за Имя Христово, на сожжения, на
растерзания львам, на колесования, на распятия и другие
страдания.
Эта же чистая и светлая радость побуждала весьма многих
богобоязненных мужей и жен, юношей, отроков и дев презирать
все земное, водворяться "в горах и в вертепах, и в пропастех
земных" (Евр. 11, 38), чтобы быть ближе ко Христу и
преискренне соединиться с Ним еще здесь в земной жизни. Для
этого они "распинали плоть свою со страстьми и похотьми" (Гал.
5, 24), "сраспинались Христу" (Гал. 2, 19), чтобы и
"воскреснуть с Ним" (Рим. 6, 5).
Таким же образом воспринимал и переживал эту светлую
пасхальную радость на протяжении тысячелетия своего
исторического бытия и наш православный русский народ,
явивший из своей среды дивный сонм великих подвижников
христианского благочестия.
Этой не земной, а небесной светлой радостью преисполнены
и наши сердца в дни Пасхи Господней, ибо мы не можем не
прислушаться и не воспринять всем своим духовным существом
вдохновенных и глубоко содержательных слов святителя Иоанна,
архиепископа Константина-града: "Аще кто благочестив и
боголюбив, да насладится сего доброго и светлого торжества."
И, действительно, воистину "добрым и светлым торжеством"
является этот дивный, величественный и такой для всех нас
радостный "праздников праздник" - день Христова Воскресения.
А какое изумительное по своей духовной силе и возвышенной
небесной красоте, ни с чем несравнимое на земле, совершается
в эту "священную, всепразднственную и спасительную нощь" в
наших православных храмах светлое пасхальное Богослужение!
Какое ликование, какой священный восторг, какие
захватывающие, возвышающие душу, укрепляющие веру, пленяющие
сердце и так убедительно действующие на нашу волю слова в
этих исключительно прекрасных пасхальных песнопениях:
"Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития
вечнаго начало, и играюще поем Виновнаго, Единаго
Благословенного отцев Бога, и Препрославленного".
«В начале было Слово» (Ин. 1,1), - это евангелие от
Иоанна на разных языках читалось в сегодняшнюю ночь. Именно
эти слова были первыми словами, начертанными славянскими
письменами, созданными святыми равноапостольными Кириллом и
Мефодием. Уже много лет в пасхальные дни мы вспоминаем об
апостольском подвиге святых братьев, «славян просветителей»,
торжественно празднуем их память. В нашей Епархии совместно
с областной и районными администрациями, представителями
общественности, деятелями культуры, науки и образования
проходят выставки и концерты, проводятся межвузовские
конференции, лекции и беседы, тематические уроки в школах,
училищах, техникумах и праздничные богослужения во всех
благочиннических округах епархии, крестные ходы.
Азбука Кирилла и Мефодия стала семенем, давшим прекрасные
всходы на почве устного языка наших далеких предков. Обильно
политые живительной водой святоотеческого богословия и
талантом литераторов эти всходы принесли прекрасный плод –
наш русский язык, который выдающийся русский мыслитель и
патриот Иван Александрович Ильин называл «дивным орудием
мысли, орудием душевного и духовного выражения, орудием
устного и письменного общения, орудием литературы, поэзии,
орудием права и государственности… На этот язык, как на
родной, отзываются все славяне мира. Но помимо своих
особливых и великих языковых достоинств он оказался тем
духовным орудием, которое передало начатки христианства,
правосознания, искусства и науки – всем малым народам нашего
Отечества».
Язык, как совокупность народных понятий о жизни и
совокупность способов применения этих понятий в живом
общении (письменном и устном), непосредственно определяет
народное самосознание и всю производимую этим самосознанием
историю народа. Народ существует вместе с языком и так
долго, как существует язык. Ослабление, упадок языка
означает ослабление и упадок народа.
Академик Д.С. Лихачев, 100-летие со дня рождения которого
мы отмечали в прошлом году, говорил о языке народа так:
«Самая большая ценность народа – его язык – язык, на котором
он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять
досконально, во всей многозначности и многозначительности
этого факта! Наши мысли формулируются языком. Вернейший
способ узнать человека – его умственное развитие, его
нравственный облик, его характер – прислушаться к тому, как
он говорит. Язык – точный показатель его человеческих
качеств, его культуры. В языке внутренние силы народа, его
национальный характер». Главный смысл сказанного в том, что
на нашем языке мы обращаемся к Богу в молитвах.
Сохранению всего лучшего, что есть в русском языке, в
наши дни угрожают все большее распространение низкопробных
образцов массовой культуры, падение уровня языковой культуры
в средствах массовой информации и прежде всего на
телевидении, не всегда оправданные иностранные заимствования
и проникновение в нашу речь сквернословия. В обществе растет
тревога по поводу положения русского языка в школе, его
судьбы: снижение уровня владения языком сказывается на всем
школьном образовании, на уровне нашей культуры.
Указом Президента России наступивший год объявлен «Годом
русского языка». Церковь готова объединить усилия с
общественностью в благородном деле сохранения русского языка
и культуры. Об этом заявил Святейший Патриарх Алексий в
своем обращении к участникам Общероссийской
общественно-педагогической конференции по проблемам
сохранения русского языка.
Великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов
связывал сохранение русского языка с богослужебной
деятельностью Церкви: «Российский язык в полной силе,
красоте и богатстве переменам и упадку не подвержен
утвердится, коль долго Церковь Российская славословием
Божиим на словенском языке украшаться будет».
Отцы, братья и сестры! В эти священные дни вознесем свой ум
к Горнему, обновимся всем существом своим, чтобы дух веры
торжествовал в сердцах наших, дабы осознать глубокий смысл и
величие нынешнего Праздника. Желаю Вам твердо стоять в
хранении Православной веры, восходить по лествице
христианских добродетелей, быть созидателями мира и
благочестия, любить свое земное Отечество и трудиться для
утверждения в нем веры Православной, во всем быть примером
для людей современного мира, чтобы и их привести ко Христу,
дабы и они, увидев всю красоту нашей веры, воскликнули
Спасителю мира вместе с апостолом Фомой: "Господь мой и Бог
мой (Ин. 20,28).
Да сподобит нас Воскресший Спаситель радостно воспринять
всю силу возвышенных слов святителя Иоанна Златоуста: "Воскресе
Христос, и жизнь жительствует", ибо жизнь, дарованная нам
воскресшим Христом, будет жительствовать вечно.
Христос Воскресе!
Воистину Воскресе!
ТИХОН
Архиепископ Новосибирский и Бердский
Пасха Христова
2007 год
г. Новосибирск
|
|
|