Реликвии в подарок церкви
Старинная икона… Правда, что при этих словах в сердце возникает какое-то особенное благоговение? Сейчас дореволюционных образов осталось не так уж много, и те, кому посчастливилось иметь такие реликвии у себя дома, называют их семейными святынями. Но иногда человек делится и самым дорогим, если знает, что это может принести кому-то бОльшую пользу. 28 мая в храме Покрова Пресвятой Богородицы произошло радостное событие. Люди, которые несколько лет назад подарили храму самую большую икону – Казанский образ, принесли в церковь сразу 3 старинных иконы.
Настоятель храма о. Александр Соловьев, преподаватель воскресной школы Елена Зыкова и дети-ученики встретили дорогих гостей в классе воскресной школы. Владимир Владимирович Браванов и Раиса Сергеевна Сартпаева пришли с дорогими подарками: старинными образами Спасителя и Божией Матери. Они принадлежали бабушке Владимира Владимировича Александре Тимофеевне Белоглазовой. Когда она умирала, она передала их маме Владимира Владимировича, которой уже 81 год.
Казанским образом бабушка благословила семью молодоженов Владимира и Раисы. А иконами Господа и Богородицы в металлическом окладе в свое время были благословлены прадедушка и прабабушка Владимира – семья Селезневых. У верующих людей ни одна свадьба не обходилась без благословения, а подаренные с пожеланиями счастливой семейной жизни иконы ставили в красный угол.
Прежде всего, гости показали образа присутствующим. Какая красота! Но, определенно, нужна реставрация. Отец Александр от души поблагодарил гостей за этот подарок. Пользуясь случаем, нельзя было не расспросить Владимира Владимировича о том, каким образом некогда был найден Казанский образ, взирая на который, обращаются с молитвой к Пречистой Деве очень многие жители нашего города.
– Моя двоюродная сестра купила на Краснофлотской дом, – рассказывает Владимир. – И в сарае там было много пустых клеток для кроликов. Когда мы вынесли их из сарая, чтобы вывозить, я понял, что в сарае засветился нимб – он просто сверкал от солнечных лучей, никогда не забуду этот момент. Я стал отгребать мусор, смотрю – икона. Потом эта святыня стояла у моей бабушки Александры Тимофеевны Белоглазовой. Конечно, таким иконам дома не место, они должны находиться в церкви.
А образ какое-то время стоял у нас на шкафу. Моя бабушка утверждала, что он находился в одной из двух церквей Татарска, разрушенных большевиками.
Батюшка отметил, что на обратной стороне иконы написано: «От переселенцев в Сибирь, 1912 год». Это времена столыпинской реформы, видимо, люди приехали в наш город и вскладчину заказали большую икону для храма, потому что работа профессионального иконописца ценилась высоко. Да и какой талант нужен, чтобы писать для Бога!
Как именно икона оказалась запрятанной в сарае под слоем мусора – никто не знает. Дом, который покупала сестра Владимира Владимировича, неоднократно перепродавался, поэтому установить, какой хозяин оставил столь ценный подарок – невозможно.
Еще отец Александр рассказал, что внизу иконы, если присмотреться, есть дырочки. По размеру и расстоянию они очень походят на выемки для дверной ручки старого образца. Скорее всего, Казанский образ использовался как дверь. А сам Владимир Владимирович, как выяснилось в беседе, считал, что дырочки нужны были для того, чтобы прикрепить икону к стене. Кроме того, сверху тоже есть такие отверстия. Как оно было на самом деле – узнать сложно, теперь мы можем только предполагать.
Кстати, в 2011 году, когда широко праздновалось 100-летие иконы, Владимир вместе с сыном несли эту икону в большом крестном ходе. Наш земляк рассказывает, что вера в их семье была всегда. Особенно набожной была бабушка: она читала книги о вере, постилась, молилась, дома не пылилась Библия.
– И сам я всегда придерживался веры, с самого рождения. Бога никогда не отрицал. Я погружен, а
жена моя, все дети и внуки, вся семья – крещеные. Обязательно надо креститься, – считает Владимир. Удивительным фактом поделилась и Раиса Сергеевна. Одна из подаренных икон – образ Пресвятой Богородицы, возможно, мироточила:
– На иконе стали появляться какие-то капельки. Я их стираю тряпочкой – а они все равно каждый день появляются. Потом я побоялась, что сотрется краска, и решила «заклеить». После этого нет капель», – пояснила Раиса.
Дарители рассказали, что могли бы принести в храм еще один предмет – ладанку с изображениями 12 апостолов (Владимир назвал так металлическую чеканку). А вообще, настоящая ладанка – это мешочек, который на веревочке носился на шее под одеждой. Наши предки в эту сумочку клали освящённый ладан, Который отгоняет бесов(вспомните
поговорку «как черт ладана боится»).А вдобавок к ладану туда клали и иконы, и частицы мощей святых угодников. А иногда – молитвы и псалмы. Металлическую «ладанку» Владимиру подарила бабушка. И хотя он бережно хранил ее, она потерялась… К сожалению, иногда так случается. Очень интересна история ее обретения: прадедушка Тимофей Артемович косил сено на покосе и совершенно случайно наткнулся на ценную вещь. Стоит отметить, что все предки Владимира – из
Татарска. Замечательно, что нашем городе, как и в других местах, были люди, которые в сердце своем, не поддаваясь безбожной пропаганде советской власти, сберегали веру, а в укромных уголках – святыни. А однажды Владимир обнаружил икону в детстве, когда еще учился в школе:
– С другом Виталием Петренко нашли икону святой Троицы в озере в д. Николаевка, когда купались… Она была рисованной на железе и прекрасно сохранилась. Мы тогда отдали образ его бабушке. Преподаватель воскресной школы Елена Николаевна Зыкова так оценила событие:
– Немало средств уйдет на реставрацию икон, но очень радостно, что у нас в городе есть люди, которые передают реликвии церкви и хорошо знают историю своей семьи. Слава Богу, что у горожан есть такое желание помочь храму, поделиться с другими верующими. Спасибо им огромное! Кстати, недавно из Петербурга в новый храм во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского пожертвовали икону святителя Игнатия Брянчанинова. Вот так люди вносят своюлепту: и наши горожане, и жители других городов.