На святом колодце Половинка…
В Новосибирской митрополии есть удивительное место, знакомое многим верующим – это колодец Половинка. Расположен он рядом с селом Вознесенка (Венгеровский район)
Конечно же, всех интересует вопрос: почему «Половинка»? Или, вернее сказать, «Половинка» чего? А может быть, чья «Половинка»? На самом деле речь о середине пути между двумя известными селами разных районов: Вознесенка (как мы уже отметили, часть Венгеровского района) и Камышево (район Усть-Таркский).
Попробуем погрузиться в историю. Когда-то давно на месте святого колодца было расположено самое настоящее озеро. Рассказы об этом местное население передавало из поколения в поколение. И были в давние времена свидетели великого чуда: по озеру проплывала икона Параскевы Пятницы – святой мученицы времен Римской империи – которая самостоятельно причалила к берегу.
Что мы знаем об этой святой? Достоверно известно, что великомученица Параскева родилась в городе Иконии в Малой Азии. Родители ее особо чтили пятницу, когда на Кресте пострадал Господь Иисус Христос. В честь этого дня они и дочь свою назвали Пятницей (по-гречески Параскева). Она рано осиротела. Достигнув совершеннолетнего возраста, Параскева приняла обет девства и заботилась о распространении веры Христовой среди язычников.
В 300 году пришел в город военачальник императора Диоклетиана, которому было поручено истребить христиан. Параскева отказалась принести жертву идолам и за это была подвергнута истязаниям. Ее повесили на дереве и терзали тело железными гвоздями и потом изъязвленную до костей и едва живую бросили в темницу. Бог не оставил святую страдалицу и чудесно исцелил ее. Злобный мучитель не вразумился этим чудом и продолжал истязать святую Параскеву, приказав повесить на дереве и жечь факелами. Наконец ей отсекли мечом голову. Христиане похоронили тело святой Параскевы. От мощей великомученицы подавались исцеления болящим.
У православных христиан святая Параскева (Пятница, или Петка) издревле пользовалась особой любовью. Ей посвящали храмы и придорожные часовни (Пятницы); считали ее за покровительницу полей и скота. В день ее памяти русские люди приносили в храм плоды для освящения. А еще святая Параскева считается целительницей душевных и телесных недугов, хранительницей семейного благополучия и счастья. Изображают ее на иконах суровой подвижницей, высокой, с лучезарным венцом на голове.
Узнав о святой, вернемся к сибирскому чуду с приплывшей иконой. Местные жители, заметив святыню, поспешили отнести ее в сельский храм, что находился в Вознесенке. Но тут же происходит второе к ряду чудо – уже утром иконы в храме не было…. Но где же она??? А она вновь оказалась в воде, в местном озере! Потрясающее чудо повторилось еще несколько раз. Селяне смекнули, что ошеломительная ситуация требуют особого разрешения. И тогда они выкопали колодец на берегу озера и возвели на возвышении часовню – специально для святыни! Теперь уже образ оказался на своем, определенном Господом, месте, а верующие стали истово воздевать руки в молитве. Особо был почитаем зафиксированный день появления иконы – по Пасхе это была 9-я пятница. С тех самых пор в сей славный день люди освящали воду в колодце и набирали ее во всевозможные тары – где было чудо, там и вода чудотворная! Удивительно, что со временем пропал след чудесной иконы. Неужели Господь явил ее в другом месте? Богу возможно всё!
И вот подтверждение тому – во многих местах нашей необъятной Родины есть часовни великомученицы Параскевы, расположенные над колодцем или ключом. И у каждой похожая история – вспоминают, как икона приплывала сама, без посторонней помощи!
Советские безбожники не пожалели венгеровские святыни – сельскую церковь в Вознесенке сожгли, а также посмели разобрать часовню и засыпать святой колодец. Но добрых людей не обманешь – они запомнили точное расположение святых мест. И даже под страхом гонений пробирались к колодцу, чтобы набрать здесь святой воды – как священники, так и миряне. Ситуация кардинально изменилась после развала Союза – в середине 90-х источник был воссоздан. Слава Богу!!! Немного позже над источником стали возвышаться купол и крест. Крыша создает приятную тень.
Верующие жители Татарска почти каждый год приезжают на колодец, чтобы помолиться и набрать святой воды. 2024-й год не стал исключением: гостями святого места стали несколько паломников из храма Покрова Пресвятой Богородицы и настоятель отец Александр Соловьев. Присутствовали и казаки из местной станицы Старо-Татарская, которые держали хоругви, помогали. Кроме него приехали ещё три батюшки (совместно с прихожанами из разных весей: отец Александр Обжигайлов из усть-таркского храма в честь Архангела Михаила, отец Андрей Вирусов из Карачей (приход целителя Пантелеймона) и отц Валерий — сельский священник из Татарского района.
Программа праздничных мероприятий всегда похожа: сперва молитвы ко Господу возносятся на месте сгоревшего храма с. Вознесенка. А затем все едут (или идут крестным ходом) до святого колодца. Там читают акафист святой великомученице и совершают водосвятный молебен. В конце всех зовут поцеловать крест, и каждого батюшки обильно окропляют святой водой. После люди выстраиваются в длинную очередь: каждый желает увезти в бутолочке или, например, даже во фляги частичку благодати – святую воду.
Посещают колодец православные из всех окрестных мест – кроме жителей Татарского района, приезжают люди из Чанов, Чистоозерного, Венгерово, Куйбышева и Барабинска – и из многих других мест. После молитвы люди беседуют друг с другом за праздничной трапезой – в путь-дорожку многие берут с собой изысканные угощения.
Как не вспомнить, что много лет в Венгерово служил иеромонах Димитрий (Ткаченко). Он был настоятелем храма в честь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа и всегда приезжал на Половинку. Батюшка умер 1 августа 2022 года (после продолжительной болезни). Царствие ему Небесное! Паломники и в этот раз спели дорогому батюшке «Вечную память»…
Стоит отметить, что местные жители тоже почитают святой колодец. По признаниям многих, они рады, что рядом есть такое удивительное место. Совместно с паломниками они просят святую Параскеву о заступничестве перед Господом. И с надеждой на исцеление от душевных и телесных недугов употребляют святую воду.
Александр Николаев